WEB форумы на jedi
[Форум] [Помощь] [Поиск] [Выйти]
Добро пожаловать, [info]User

WEB форумы на jedi [ПОИСК] [Архив до 03.2006]

Тема Ценности и смысл жизни К предыдущему сообщению На следующее сообщение в здоровом теле - здоровый дух

Отправил --------------- в 21:32 11.07.2004[Ответить]
Ленивые люди на предложение встать с дивана и сделать, наконец, что-то полезное, часто спрашивают: а зачем? А какой в этом смысл? Ну, встану. Ну, сделаю. А дальше что? А что дальше? А чёрт его знает, что дальше. Как в анекдоте про афроамериканца, который лежит у бананового дерева: 'а я и так лежу'.
Но ответы вопросы о смысле (в том числе и смысле жизни) трудно найти, не соотнося их с ценностями. А что такое ценности? А ценности-это специфические формы смысловых образований в личностных структурах или проще: это индивидуальные (у каждого человека они свои, особенные) 'особенно дорогие' мыслительные вещи, которым придается огромное значение.
У Глеба Жеглова, если вы вспомните фильм, какая была ценность? 'Вор должен сидеть в тюрьме'. Это не просто убеждение (уверенность в том, что это должно быть именно так, а не иначе), как может показаться. Я вот убеждён, что два плюс два равно четыре, но это не влияет на мою жизнь и никак её не красит. 'Вор должен сидеть в тюрьме' - это ценность, наполненная для Глеба большим смыслом. Она и сподвигает его на борьбу против воров и карманников.
Если представить, что вор упорно не хочет сидеть в тюрьме и всё время откручивается, то в жизни Жеглова может наступить кризис смысла его 'противоворной' деятельности. Или смысла жизни вообще. Действительно, какой смысл что-то делать, если злодеи всё равно уходят от ответственности? Лучше лежать на диване. Или пить горькую.
Если же, напротив, воры сидят в тюрьме стройными рядами, то кризис может наступить в умах других людей. Тех же самых карманников. Ну что за жизнь, если всё равно поймают и посодют? Ни сумочку не подрезать, ни украсть. Не малина, а жизнь какая-то.
Или в уме Володи Шарапова, который, возможно, тоже считает, что 'вор должен сидеть', - но 'строго на законных основаниях'. И если вору милиция подбрасывает кошелёк ради сотворения правосудия, то у Шарапова его шарапики заходят за ролики. А жизнь кажется тошной и бессмысленной.
Ценности у людей индивидуальны, а, следовательно, строго индивидуальны и их смыслы. У одного человека высшая ценность - спасти жизнь, которой грозит опасность. У другого человека высшая ценность - спасти себя самого от всяких напастей. Логика их поступков будет противоположна, как небо и земля. Один в критических ситуациях плевать хотел на свою жизнь ради чужой, а второй - на чужую ради своей. И оба будут правы. И оба будут крутить пальцем у виска и показывать друг на дружку пальцем. Поглядите, дескать, люди добрые, на этого безумца.
Если ценности труднодостижимы или неудовлетворимы вовсе, смысл вашей деятельности (в частности) и смысл жизни (в целом) начинает трещать по швам. Тогда человеки делают попытку 'анатомировать' свои ценности смысловыми вопросами.
В таком случае, ничего удивительного в том, что логотерапия ('терапия смысла жизни') создана Франклом на основе концлагерного опыта. Концлагерь не лишал человека смысла жизни (это невозможно). Но он лишал человека всех его ценностей: как индивидуальных, так и общечеловеческих. А без ценностей смыслу просто неоткуда взяться.
Как я уже сказал выше, не нужно путать ценности с убеждениями. С другой стороны, есть понятие потребностей (потребность в еде, безопасности, и прочие), которые легко можно спутать с ценностями. Не искушайтесь, друзья мои. Это не одно и то же.
У ценностей есть потребностная функция, но это не есть потребности. Правильнее сказать так: ценности человека - это его потребностные убеждения.
Это умственные представления об окружающем мире (о самом себе), которые требуют от мира (от вас) соответствия вашим представлениям, согласия с ними. Именно требуют, - я подчёркиваю это. Требуют почти с такой же силой (а то и ещё сильнее), как вы хотите кушать или спать. Как потребности, ценности требуют удовлетворения. А, как убеждения, ценности требуют соответствия или согласия. Это непримиримые убеждения. Только так, и никак иначе.
Кризис смысла - это крайний случай кризиса ценностных представлений. В большинстве случаев ценностный кризис протекает скрытно. А проявляется это, во-первых, в снижении мотивации к деятельности, и, во-вторых, в падении эффективности (или продуктивности).
А если скрытый период длится довольно долго (уже сорок попыток сделано, а 'воз и ныне там'), то мы заполучаем 'в чем смысл жизни' в полный рост. Делаешь, делаешь, делаешь и делаешь, - а зачем делаешь, непонятно.
В этом случае, как мне кажется, более продуктивным будет не 'поиск смысла', а анализ и переоценка вашей системы ценностей. И как только они будут переопределены, вопросы о смысле деятельности (и смысле жизни) отпадут сами собой.
Я уверен, вам будет очень интересно узнать, какие ценности в наибольшей степени ставят под сомнение тот факт, что жизнь имеет смысл. Интересно? Вот они, эти ценности.
1.Развитие себя. Самопознание, постоянное развитие своих способностей и талантов.
2.Духовное удовлетворение. Преобладание духовных интересов над материальными. Будь у меня деньги, я бы совершил много полезных дел. А сами деньги меня не интересуют, не стремлюсь я к ним. А на великое нет денег. Так и живём.
3.Креативность. В контексте ценностей имеет прикладное значение: это реализация своих талантов и способностей, творческое самовыражение, стремление изменить окружающий мир.
4.Социальные контакты. Расширяем свои социальные связи, установление благоприятных условий в различных сферах социального взаимодействия ('решаю проблемы'), играем в обществе хорошую социальную роль.
5.Собственный престиж. Социально востребованы. Популярны. Любимы и желанны. Как в рекламе кофе: 'Пеле, Пеле, все хотят Пеле, я постоянно всем нужен'.
6.Материальное положение. Достаток и обладание вещественными атрибутами денежного успеха. Для очень многих богатство - это главная ценность их существования.
7.Достижения. Ставим перед собой задачи, определяем самые жизненные цели и достигаем их. Например, 'построить дом, вырастить сына и посадить дерево'.
8.Индивидуальность. Это не только своя личностная уникальность и неповторимость, но и преобладание своих мнений, взглядов и убеждений над всеми остальными. Отличаться (и выгодно отличаться) от всех остальных. 'Да, да, да, да, ты самый лучший мужчина из всех тех, с которыми я была'.
Для каждой личности значение тех или иных жизненных ценностей определено им самим. А если создать свою иерархию ценностей (от наиболее важных до наименее важных), - то структура этой иерархии будет произвольной, что принципиально отличает её от иерархии потребностей Маслоу.
В иерархии потребностей пища всегда доминирует над 'духовной пищей'. Но, в иерархии ценностей - совершенно не обязательно. И для одних - 'жить, чтобы есть', а для других - 'есть, чтобы жить'. Каждый выбирает сам. (С)