WEB форумы на jedi
[Форум] [Помощь] [Поиск] [Выйти]
Добро пожаловать, [info]User

WEB форумы на jedi [ПОИСК] [Архив до 03.2006]

Тема Признаки попсы :))) К предыдущему сообщению На следующее сообщение Музыка

Отправил ЛBC в 16:46 05.01.2005[Ответить]
Последняя тема о попсе и избыток праздничного времени привел к появлению творения в стиле Азверюхи, где сделана попытка обобщить знание о таком предмете, как попса. :)))

Итак, основные критерии попсовости:
1. Примитивные мелодии. Большинство попсовых песенок - близнецы-братья. Три аккорда, один ритм:
Тыц-быц-быбыбыц,
Тыц-быц-тырырыц.
Появление всяких компьютеров-синтезаторов на порядок облегчило работу композиторов-попсовиков и дало толчек массовому появлению хитов.
2. Примитивные тексты. Ты забыл мою любовь, я твою попила кровь, расставанье не для нас, я с тобой, как в первый раз. :) (с) Думаю, комментарии излишни. Содержание текстов как правило слюняво-слезливое, но попадаются и другие варианты, вплоть до патриотических в зависимости от заказа.
3. Штамп, шаблон, стандарт, клише. Примитивизм и штампы распоратраняются не только на музыку и стихи попсистов, но и на все остальное: позы, жесты, внешний вид, видеоряд в клипах и т.п. Показательно само название фабрика звезд - именно фабрика, т.е. конвейер, поток, штамповка. Когда запас шаблонов исчерпывается, попсовики берутся за перепевание созданного другими: старые песни о главном - 1,2,3... Хорошо, если при этом хотя бы не выдают чужие сочинения за собственные. Впрочем, объявления музыка А.Пупкина, стихи Б.Сидорова тоже ушли в небытие вместе с советскими концертами.
6. Фанера. Электроника помогла не только композиторам, но и певцам. Записал, подправил и выступай сколько влезет. Самому можно вообще не петь. Кто же проверит? Пишут же литературные негры глянцевые романы, издающиеся под громкими псеводнимами. Чем попсовая музыка хуже такой литературы?
7. Однодневность. Попсовые произведения - песенки-однодневки. Срок успеха 99.9% попсовых звезд - пара недель. Очаровательная Лена Зосимова. Многие помнят такую звезду? А ведь она - дочка известного продюсера. Что уж говорить о звездах попроще. Впрочем, есть исключения. О них далее.
8. Бездарность, в лучшем случае посредственность. Певец Киркоров? Певицы Блестящие? Не смешите. Любой хоровой кружок любого дома культуры выдает десятка два таких певцов ежегодно. Кто такой Басков? Средней руки оперный певец. Не самый плохой, но и ничего особенного. Любой человек, действительно разбирающийся в пении, это подтвердит. Почему же они так популярны? См. далее.
9. Раскрутка за деньги. Любой продюсер легко назовет вам, какая сумма нужна на создание звезды определенного уровня. Платите, - и вашу музыку круглые сутки будут крутить на всех радиостанциях. Впрочем, это для тех, кто просто хочет потешить самолюбие. Те, же, кто хочет заработать, см. далее.
10. Принадлежность к клану. Большая попса - это деньги. Представьте-ка себе размер гонорара певца, которого крутят по трем основным каналам российского TV каждый день на Новый Год, 7 ноября, День милиции и т.п. То-то.
Поэтому, если речь идет уже о серьезной популярности, то тут уже мало просто заплатить, надо войти в обойму каких-нибудь Кобзонов-Пугачевых-Киркоровых и т.п. Обоймы правят на TV еще с советских времен и никого не подпускают к кормушке. Зато уж если вы попали туда и сумели не испортить отношения с сильными мира сего, то успех обеспечен вам пожизненно. Еще лучше, если вы родились в нужной семье. Неужели вы думаете, что кроме Винокура и Лещенко, от которых еще во времена молодости наших родителей несло нафталином, в нашей стране с тех пор не народилось певцов? Или вы думаете, какой-нибудь Максим Галкин - талант, пробившийся из народа? Если да, то почитайте его биографию в разделе родители.
Если резюмировать п.п.9 и 10, то смысл их в том, что исполнителя-попсиста - продвигают, а не он сам завовевывает себе популярность. Перефразируя Шевчука: Мамаша попросит весь зал кричать ей БИС!
11. И, наконец, самое главное - ПОПУЛЯРНОСТЬ. По определению, что называется. Ведь это же ПОП-музыка. Почему? Популярность попсы кроется в том, что научно называется целевая аудитория. А она у попсы - самая массовая.
Из кого она состоит? Правильно: из примитивных, стремящихся быть как все и какими нужно, незамысловатых существ, которых в добрые старые времена было принято называть обывателями. Именно они - экономический и социальный фундамент супердоходов всех, кто делает бизнес на попсе, ибо в бизнесе давно известно, что если тебе нужен миллинон долларов, то значительно проще за какое-нибудь дерьмо вытрясти по доллару с миллиона идиотов, чем создать что-то, за что один истинный ценитель заплатит целый миллион.

В завершение несколько комментариев:
а) Попса в России - больше, чем попса. Термин поп-музыка вообще-то не русский. Но в России все немного иначе, чем в остальном мире. Поэт - больше, чем поэт. Интеллигент - больше, чем просто умный (именно таков смысл оригинального intelligent). Так и попса.
Попса есть везде. Но, имхо, только в России она абсолютно везде. Как сорняки летом или снег зимой. Если где-нибудь в США в любом месте на одну попсовую радиостанцию приходится одна - кантри, одна - джазовая, одна - роковая, одна - техно и т.п., то, к примеру, в Костроме... ну-ка, сколько вы можете в Костроме поймать станций, где не крутят попсу? А много ли у нас блюзовых или роковых станций? То-то. Где в США или в Европе вы увидите певца, которого крутили бы одновременно по всем основным каналам в prime time едва ли не каждый день? То-то.
Послушайте музыку в тамошних общественных местах и сравните ее с тем, что крутят у нас. Владимирский централ в супермаркете или Заинька моя в автобусе - далеко не худшее из возможного.

б) Попса - явление всеохватывающее. В музыке попсу нельзя определить через стиль, как, например, джаз или рок, хотя, конечно, по большей части попсисты поют в определенной манере. И не в одной лишь музыке встречаются перечисленные выше признаки попсы. Обыватели из п.11 тратят миллионы долларов не только на концерты Сердючки, записи Шуры или Ласкового мая (не вырвало бы, пока пишу :) Обыватель покупает книги попсовых писателей, глянцевые журналы (очень полезные и интеллектуально насыщенные издания, не так ли?), смотрит фильмы (кстати, обратите внимание, на съемки по второму разу старых фильмов о главном), словом, живет полнокровной культурной жизнью.


Отправил Aзвepюxa в 16:52 05.01.2005[Ответить]
Неплохо. Молодец. Хорошо поработал.

Только стиль совсем не азверюхинский. Но это и к лучшему. Ибо плагиаторов ждёт вешалка.


Отправил ЛBC в 17:57 05.01.2005[Ответить]
Дополнение о потребителях попсы:

Как уже было сказано выше в п.11, спрос рождает предложение. Поэтому, завершающий штрих - определение попсы через потребителя. А всех потребителей, по большому счету, можно разделить на две группы.

Первая - личности. Это группа, которая выбирает (не важно, что, музыку, книги, вино, машины) сообразно собственному вкусу и собственному пониманию. Какому - это другой вопрос. О вкусах не спорят. Эти люди знают, что им нравится и активно ищут этого.
Именно активно.
Именно они в свое время полуподпольно записывали и распространяли записи Луи Армстронга на ребрах (кто постарше, те помнят :) или магнитоальбомы БГ и Зоопарка. Остальные тогда послушно клеймили тлетворное влияние запада и тащились от вечного Л.Лещенко или какого-нибудь разрешенного идеологическим отделом ЦК комсомола слащавого ВИА.
В наше время, когда обыватель массово тащится от Киркорова и того же Лещенко (Гы :)) в промежутках между сериалами, эти люди предпочтут вообще не слушать радио или не смотреть ТВ. Благо, кассеты и диски сейчас достать чуть легче, чем при совке.
В крайнем случае лучше голодать, чем что попало есть.
Таких меньшинство.

Вторая - обыватели или масса. Именно масса. Классики марксизма были удивительно точны в выражениях. Если первые активно ищут в жизни то, что им нравится, и выплевывают то, что противно, то вторые послушно жуют преподносимое. Кем? Да кем угодно, у кого есть такая возможность.
Из массы можно слепить что угодно. Что угодно можно ей преподнести. Она всеядна.
В совесткие времена они учили моральный кодекс строителя коммунизма. Теперь с умным видом рассуждают о демократических ценностях. Раньше читали детям книги о Ленине, теперь - о Человеке Пауке. Какая разница. Во всем этом что-то есть. И Фредди Меркьюри, и Юра Шатунов - певцы. Что модно, что популярно - то и правильно. То и хорошо.
Иногда их можно спутать с личностями. Ведь иногда наступает мода на инакомыслие :) Во времена битломании они - битломаны. Они тоже слушали подпольные записи. И их сердца замирали от чувства собственной храбрости и причастности. Правда потом на комсомольских собраниях они активно обличали отщепенцев поддавшихся проискам.
Если моден экстрим, то они - экстремалы. Только очень осторожные. :) Они готовы быть не такими, как все. Когда все к этому стремятся :)
Это и есть аудитория попсы.


Отправил Jazz в 21:19 05.01.2005[Ответить]
Истинно верные признаки.
*хм, а мне нравится Лещенко ;)
**а вот Азверюхины длинописи я никогда до конца не дочитывал! =)


Отправил Inter в 02:14 06.01.2005[Ответить]
А зъя!!!Впойне пиятное занятие:)


Отправил Lev в 15:48 06.01.2005[Ответить]
Отличная статья. Добавить нечего.


Отправил Chek_ в 20:10 07.01.2005[Ответить]
слабовато!

автор хочет по всей видимости доказать любителям попсы, что их музыкальные пристрастия - фуфло, но поскольку любители о своих пристрастиях открыто не кричат, то автор ответил усреднённому обывателю

проясните пожалуйста следующие вопросы, вызванные статьёй:
1) действительно ли для автора слова поп-музыка и попса означают одно и то же? или в зависимости от ситуации?
2) была ли 20 лет назад фонограмма? а попса? имхо здесь противоречие с текстом статьи
3) Любой человек, действительно разбирающийся в пении, это подтвердит. - я спрашивал у человека действительно разбирающегося в пении, он не подтвердил, что делать?
4) Раскрутка за деньги - где-то есть раскрутка нахаляву?
5) Пункт 11. Metallica, Beatles, dj Tiesto, Marilyn Manson - довольно массовые исполнители. это попса?
6) Если где-нибудь в США в любом месте на одну попсовую радиостанцию приходится одна - кантри, одна - джазовая, одна - роковая, одна - техно и т.п .. Где в США или в Европе вы увидите певца, которого крутили бы одновременно по всем основным каналам в prime time едва ли не каждый день? - откуда такие сведения?

Замечания по тексту статьи:
а) пункты 1,2,3 можно легко объединить. это частные проявления одного и того же
б) пункт 7 - можно применить не только к попсе, но к любому музыкальному стилю
в) пункт 8 - слишком субъективен. в зависимости от человека можно получить прямо противоположные результаты
г) пункт 3 - суть проявление не только попсы, см. определение попсы внизу.
д) научно называется целевая аудитория. А она у попсы - самая массовая. Из кого она состоит? Из большинства населения России. На мой непросвещённый взгляд, 80% россиян.
е) приведите, пожалуйста, примеры книг, авторов и исполнителей попсы. если есть возможность - одного-двух известных авторов проверьте по всем вашим пунктам и выложите результаты плиз.

Имхо у Стругацких в Хищные вещи века хорошо описана проблема, которую вы хотели бы затронуть. Книжку рекомендую.

Отличное определение поп-музыки есть в энциклопедии кирилла и мефодия (mega.km.ru):
ПОП-МУЗЫКА (англ. pop music, от popular music популярная, общедоступная музыка), понятие, охватывающее разные стили и жанры развлекательной эстрадной музыки 20 в. В 1950-е гг. относилось лишь к рок-музыке, позднее и к шлягеру, широко распространенному с 1910-х гг. Основной принцип поп-музыки создание стилевых стереотипов (в т. ч. из элементов народной, классической музыки, джаза), облегчающих восприятие и обеспечивающих коммерческий успех. Поп-музыка связана с разветвленной системой музыкально-развлекательных услуг. В рамках поп-музыки иногда зарождаются также явления, во многом противостоящие коммерческой музыкальной индустрии (напр., «фолк-рок»).
Полностью согласен.

если честно, я устал уже писать, остальное в следующих сериях. есть вопросы - пишите, обсудим =) irc #kostroma @ wenet, рекомендую, lj community = ru_kostroma


Отправил Lev в 21:01 07.01.2005[Ответить]
Для Чек
Попса может быть в любом направлении музыки. Это явление, а не направление. Почти по всем твоим пунктам также спорить можно. Тока зачем это? Определение дано исчерпывающее, а конкретные группы и тем более стили музыки бессмысленно обсуждать. dj Tiesto - это что за птица? Даже имя большинство людей не слыхали. Как его обсуждать то? Попса бывает даже и не в музыке. Например повальное увлечение мобильными телефонами последнее время. Это - мода. Это - стАдность. Есть люди, которым мобила необходима жизненно, но их еденицы, а владельцев миллионы. Это и есть попса.


Отправил Chek_ в 22:54 07.01.2005[Ответить]
Определение дано исчерпывающее - то определение, которое в энциклопедии? согласен.

dj tiesto - это который играл на открытии последних Олимпийских игр, по телеку должны были показывать..
по опросам журнала dj mag - второй год становится dj №1 в мире. остальное можно найти в яндексе.
приведён мной для примера.

.. Даже имя большинство людей.. - отучаемся говорить за всех 8-)
большинство людей на Земле не говорят по русски, живут беднее, чем люди в России и ещё много чего..
ищущий да обрящет или как там.. в общем если только телек смотреть, то вряд ли узнаешь, а если интересоваться..

Попса бывает даже и не в музыке - почему же автор ограничился определением только для музыкальных исполнителей?

последнее время я думаю что попса - относительна.. вообще в чистом виде её нет. просто один исполнитель попсовее другого и только. пример: сплин - попса по отношению к радиохед, но звери - попса по отношению к сплину.. список можно продолжить..


Отправил Лeшuй-K в 22:58 07.01.2005[Ответить]
а что попсовее Ария или Кипелов?)
SexPistols или Ramones?)


Отправил Chek_ в 23:12 07.01.2005[Ответить]
да фик знает, я их не слушаю =)
хотя рамонесов хотелось бы послушать..

впрочем если я правильно понимаю, то это исполнители одинаковой степени попсовости. можно сказать одинаковой степени непопсовости - кому как больше нравится, смысл не меняется.


Отправил Lev в 01:32 08.01.2005[Ответить]
Большинство моих знакомых не знают этого DJ, наверное так правильнее написать. Думаешь я не спрашивал? Скажу больше - не думаю, что кто-то из моих знакомых помнит хоть одного из них.
В этой ветке форума принято о музыке говорить, хотя определение то можно и не к музыке применять. Я слушаю то-то или у меня мобила с полифонией - приходилось не раз такое слышать. Это как признак принадлежности к определенной касте или к определенному стаду как угодно. Мобила с полифонией, как предмет гордости... Музыку на ней писать что-ли? Или может слушать? (фотики в мобилах туда же) Смешно... Это мода, а значит попса.


Отправил Chek_ в 01:38 08.01.2005[Ответить]
не думаю, что кто-то из моих знакомых помнит хоть одного из них - с этого и надо было начинать =))

к сожалению, суть твоего сообщения от меня ускользнула :(


Отправил Lev в 01:40 08.01.2005[Ответить]
Вообще непонятно или что-то конкретно? Выше я пытался донести до читающих мои строки, где еще бывает попса (везде). Для примера мобилу выбрал.