МНЕНИЕ И ПОЗИЦИЯ УЧАСТВУЮЩЕГО В ДИСКУССИИ АЗВЕРЮХИ МОГУТ НЕ СОВПАДАТЬ С МНЕНИЕМ И ПОЗИЦИЕЙ ЧЕЛОВЕКА, СОЗДАЮЩЕГО ЭТОТ ВИРТУАЛЬНЫЙ ПЕРСОНАЖ
Наивная девочка задала вопрос: "существует ли журналистская этика ?"
Бедный ребёнок. Он сам не знает, о чём спрашивает.
Вопрос "существует ли журналистская этика ?" является бессмысленным и непродуманным уже сам по себе. Это всё равно, что спросить: "существуют ли продавщицкие ухмылки ?"
Журналистская этика, естественно, существует. Потому что этика - это, согласно словарю, совокупность норм поведения. Совокупность норм поведения журналистов, как и любой другой общественной группы людей, существует. Другой вопрос - какая это совокупность норм ?
Препарируя любого, вытащенного за ушко на солнышко, журналиста, мы видим, что профессиональная работа его заключается, на первый взгляд, в обыкновенной продаже своему работодателю некого продукта. Название этому продукту - информация.
Но работодатель журналиста, редактор, обычно является человеком зависимым. В лучшем случае, он служит одному хозяину, в худшем - нескольким. Хозяин, вложив средства в средство массовой информации, как и должно быть, хочет, чтобы оно приносило ему какие-то дивиденды. Материальная часть дивидендов состоит из денежной прибыли от рекламы. Нематериальная, часто более ценная, заключается в возможности путём некоторого искажения информации, привираний, или, наоборот, недоговоров, манипулировать общественным сознанием, обелять союзников, очернять врагов.
Хозяин требует от редактора соответствующей его задачам подачи информации. Редактор, в свою очередь, требует этого от журналиста. И вот тут-то журналист одной ногой наступает на свою совесть. Ему приходится писать или сообщать не то, что он видит и что есть, а то, что нужно его работодателю. А работодателю чаще всего нужна отнюдь не правда.
Второй ногой на свою совесть журналист наступает, когда в обход его непосредственного работодателя на него начинают выходить некие люди со стороны, за определённую плату просящие сделать кому-то скрытую рекламу, кого-то представить ангелом, а кого-то чёртом, кого-то оговорить, а кого-то, наоборот, выгородить, про что-то сообщить, а про что-то, наоборот, отказаться от сообщения.
И крутясь в этом двухосном колесе проплаченного мошенничества, подтасовки и лжи, варясь одновременно в двух кастрюлях проституционного бульона, индивидуум, избравший себе профессию журналиста, постепенно забывает про такие нравственные человеческие категории, как честь, совесть, порядочность, деградирует и превращается в морального урода, для которого больше нет понятия "собственного мнения", а есть только "мнение проплаченное".
Таким образом, журналистская этика - это совокупность норм поведения проституированного морального урода, не имеющего ничего святого за душой и стремящегося любыми путями только к материальному благополучию.
Любой журналист, без исключения, подвержен неизлечимому нравственному уродству, степень поражения варьируется от мелкого прощелыги до циничнейшего подонка. Поэтому, беря журналиста на должность, например, пресс-секретаря, доверяя ему какие-то секреты, связывая с ним свою личную судьбу, не забывайте, что настанет время, а оно настанет обязательно, и этого христопродавца элементарно перекупят или переманят, и он продаст вас, как продавал до этого многих других.
|