в 2003 году я про что-то подобное в хронометр писал. читни, может что прояснится ---------------------------------------
В редакцию «Хронометра» обратилась костромичка Любовь Н. с жалобой на действия МУП «Горэнергосервис». Недавно в ее почтовом ящике появилась бумажка, иначе это и не назовешь, в которой сообщалось, что электросчетчик у нее старый, нужно купить новый в магазине «Электрон», а пока плата за электричество будет начисляться по нормативу. На листочке гордо стоял штамп «Энергосбыт» с пустующей графой «подпись контролера». А через месяц Любви Н. пришел счет за электричество на 190 рублей, вместо привычных 50. Нас сразу насторожил язык уведомления – понятие «старый» очень расплывчатое и никогда не фигурирует в официальных документах. А то, что муниципальное предприятие предлагает купить счетчик в конкретном коммерческом магазине, по сути его рекламируя, вообще напрямую противоречит законодательству о конкуренции. Поэтому для начала, чтобы проверить, не является ли этот листок чьей-то шуткой, мы позвонили в «Энергосбыт», представившись хозяевами квартиры. Как нам там сообщили, действительно, проводится кампания по замене устаревших счетчиков на новые. Устаревший - значит с тремя цифрами, сегодня такая точность измерений уже не приемлема, и надо переходить на новые стандарты. Все это делается в соответствие с некоей внутренней инструкцией. Счетчик граждане должны покупать сами только, если он находится внутри приватизированной квартиры, во всех остальных случаях его обязан бесплатно поставить муниципалитет в лице того же «Горэнергосервиса». Однако там нам сказали, очередь на установку бесплатных счетчиков растянулась примерно на 2 года, и искренне посоветовали купить его самим в магазине рублей за 500. Ведь пока не поставлен новый современный счетчик, придется долго платить по нормативу. Он согласно постановлению горадминистрации от 12 марта 2003 года составляет 100 рублей в месяц на человека, и 200 рублей на человека, если в квартире установлена электроплита. Нас, как домовладельцев, не устраивали ни покупка счетчика за свои деньги, ни принудительный перевод на не дешевый норматив. Поэтому мы уже как журналисты обратились в отдел по защите прав потребителей антимонопольного управления. И тут выяснилось много любопытных подробностей. Как пояснила нам начальник отдела по защите прав потребителей Надежда Вдовичева, само уведомление «Энергосбыта» не выдерживает никакой критики – термин «старый», отсутствие подписи, реклама частного магазина – все это просто не может иметь места в официальном документе. А упоминание коммерческого магазина вообще может послужить поводом для разбирательства, правда, для этого в антимонопольное управление должен обратиться собственник какой-нибудь другой торговой организации, с жалобой на нарушение МУПом «Горэнергосервис» законодательства о конкуренции. Ссылка сотрудников «Энергосбыта» на внутреннюю инструкцию тоже не правомочна, потому что такая инструкция не может являться основанием для замены счетчиков. Больше всего вопросов у антимонопольного управления вызывает Постановление администрации города, в котором устанавливается норматив за электроэнергию при отсутствии счетчика. Этот документ принят в нарушение аналогичного постановления губернатора, в котором перевод на норматив осуществляется только в случаях кражи счетчиков с лестничных площадок или их утрате по вине абонентов, а предельная оплата составляет до 100 рублей, т.е. возможно установить и меньшую величину. Но «желтый дом» сделал все по максимуму. При этом антимонопольным управлением установлено, что норматив не подтвержден экономическими расчетами и не утвержден городской думой. И из городского постановления исчезла формулировка «по вине абонентов», которая есть в постановлении областном, т.е. не важно из-за чего стало невозможно пользоваться счетчиком, человека все равно переводят на норматив. По словам Надежды Вдовичевой, с этой проблемой в отдел по защите прав потребителей обратились уже несколько десятков костромичей. Антимонопольным управлением было направлено письмо в областную прокуратуру и главному федеральному инспектору по Костромской области с просьбой рассмотреть действия городских властей и принять меры. Прокуратура, уже городская, провела проверку и направила в мэрию представление, предписывающее все нарушения устранить. Однако, воз и ныне там. Пока поиски правды наверху продолжаются, костромичам, попавшим «на счетчик» «Энергосбыта», можно посоветовать только одно – не спешить оплачивать вдруг резко выросшие счета за электричество, а обращаться в городскую прокуратуру и в суд.
|