[Форум] [Помощь] [Поиск] [Выйти] |
Добро пожаловать, User |
|
|
| ||
Михаил Эдельштейн. Последний пророк http://www.russ.ru/culture/literature/20041125.html Честно говоря, я до последнего не верил, что книга Орианы Фаллачи Ярость и гордость выйдет по-русски. Потому что за 15 лет никто так и не рискнул издать в России Сатанинские стихи, а единственная попытка все же напечатать роман Рушди кончилась известно чем. Потому что пример Тео Ван Гога - другим наука. Да и просто потому, что мороки не оберешься - коллеги осудят, правозащитники примутся судами грозить. Однако Вагриус все же выпустил эту книгу. И теперь самое сложное - удержаться от пафоса: от нагнетания превосходных степеней, от криков Читать всем!. Потому что небольшая книжка Фаллачи, возникшая из пусть и очень большой, но всего лишь газетной статьи, - одно из самых важных событий в духовной жизни современного Запада. Собственно, в этом и состоит главная загадка Ярости и гордости. Фаллачи не сказала практически ничего, что не говорилось бы сотни раз до нее, приписывать этой книге интеллектуальное первородство вряд ли рискнет и самый яростный ее поклонник. Почему же именно Ярость и гордость и появившаяся вслед за ней Сила разума оказались так важны для миллионов людей по всему миру, откуда эти невероятные тиражи и первые места в списках бестселлеров? Видимо, дело прежде всего в репутации автора. Фаллачи не просто одна из самых ярких фигур в журналистике второй половины ХХ века, прославившаяся интервью с мировыми лидерами и репортажами из горячих точек. Помимо этого она известна своим последовательным либерализмом и неприятием любых тоталитарных режимов вне зависимости от их идеологии. Понятно, что в устах такого человека призывы к ограничению иммиграции и борьбе с исламским наступлением звучат несколько иначе, нежели когда их произносит адепт Ле Пена или Умберто Босси. Кроме того, Фаллачи неоднократно доказывала свой дар предвидения или, если угодно, политического прогнозирования. Достаточно вспомнить, как на рубеже 1970-80-х годов она, антикоммунистка, с нескрываемым презрением относившаяся к брежневскому режиму, тем не менее призывала Запад поддержать ввод советских войск в Афганистан или по крайней мере не вооружать моджахедов. Запад, как известно, не послушался и собственногрудно вскормил Бен Ладена... Ярость и гордость Фаллачи, живущая последние годы в США, испытала после событий 11 сентября 2001 года. Точнее, после того как столкнулась с реакцией европейцев на эти события. Фанатичный антиамериканизм тех дней, нескрываемая радость и разговоры о справедливом возмездии, немедленно начавшийся поиск оправданий для террористов поразили, конечно, не одну Фаллачи. Даже такой вовсе не правых убеждений человек, как Леонард Коэн, и тот не выдержал: Some people say / It's what we deserve / For sins against g-d / For crimes in the world / Some people say / They hate us of old / Our women unveiled / Our slaves and our gold / I wouldn't know / I'm just holding the fort / Since that day / They wounded New York. Отличие Фаллачи в том, что она пошла дальше прочих. Ей недостаточно просто бодрствовать на посту, и она переходит в контрнаступление, обвиняя исламский мир в дикости и жестокости (удивительно, как удается журналистке пройти по самой грани ксенофобии и все же эту грань не переступить), а западных политиков - в безволии (Беда, наверное, в том, что я не вижу Ричарда Львиное Сердце ни в одном из европейских лидеров). Не удовлетворяясь констатацией нынешнего положения дел, Фаллачи обращается к истории и пытается доказать исключительную культурную бесплодность ислама на протяжении всех полутора тысячелетий его существования. Затея, конечно, бессмысленная и бесполезная. Дело даже не в том, права Фаллачи или не права; просто вопрос этот не имеет к обсуждаемой проблеме ни малейшего отношения. Какая разница, что представлял из себя мир ислама десять веков назад, - важно, каков он сегодня. Кроме того, эти отступления помогают оппонентам избежать обсуждения Ярости и гордости по существу: отчего ж не подискутировать насчет сравнительных достоинств сказок Тысячи и одной ночи и Одиссеи? Впрочем, ловить Фаллачи на перехлестах так же нелепо, как, допустим, осуждать Эренбурга за Убей немца. Просто итальяноамериканская журналистка лучше других представляет глубину той пропасти, которая разверзается под ногами европейских бюргеров, и кричит об этом, используя все доступные ей средства, в том числе и шоковые. А что крик этот получается не слишком мелодичным - так едва ли разумно этого от крика ожидать. Не ограничиваясь антиисламскими инвективами, Фаллачи предъявляет справедливо суровый счет современной Европе - аморальной, пресыщенной, забывающей о своих истоках. Солидаризуясь с ее пафосом, не могу не заметить, однако, что другой Европы у нас нет и, видимо, никогда уже не будет. Сражаться придется именно за этот мир с его кислотными дискотеками, гей-парадами и запредельными рейтингами реалити-шоу. Вопрос в том, согласны ли мы, что и такая Европа - скучная, гедонистическая, погрязшая в материализме, мечущаяся между самовлюбленностью и самоненавистью - на порядок лучше любой альтернативы, которую могут (и когда-либо смогут) предложить новые варвары? Конечно, книга Фаллачи ничего не изменит - пророков слушать неприятно, они вносят в души беспокойство и разлад. Правда в голом виде вообще страшна и отвратительна. Алексей Цветков напоминает по этому поводу, что после Амоса и Осии пришел черед Иеремии. Но он стенал уже на руинах Иерусалима. |
| ||
Еще одна рецензия. С оговорками и экивоками. С политкорректным запевом и финалом. И все равно ясно - нужная книга в военное время. http://www.gazeta.ru/2004/12/02/oa_141397.shtml |
| ||
Ориана Фаллачи Ярость и гордость http://lib.aldebaran.ru/author/fallachi_oriana/fallachi_oriana_yarost_i_gordost/ |