WEB форумы на jedi
[Форум] [Помощь] [Поиск] [Выйти]
Добро пожаловать, [info]User

WEB форумы на jedi [ПОИСК] [Архив до 03.2006]

Тема Забавная ситуация К предыдущему сообщению На следующее сообщение Образование и наука

Отправил Theodor в 00:26 15.03.2003[Ответить]
Да, то, что в Костроме появилась наконец-то настоящая университетская специальность 'физика' - более чем кстати. И заявила она о себе громче всех. И то, что студенты-физики ездят в Москву на практикум по ядерной физике, а потом на научную практику в Питер и Дубну, мне знакомо не понаслышке. То, что на физмат пришли новые профессора с мировыми именами - тоже очень сильно обнадеживает. Честно говоря, даже не понятно, почему в телевизионном проекте 'Человек года' на ГТРК 'Кострома' не рассказали о профессоре Попове - декане физмата или о профессоре Моисееве, возившем студентов на московскую практику.

Но на этом фоне есть и очень горькая ложка дегтя. Физиков по-прежнему в принудительном порядке заставляют получать квалификацию 'преподаватель'. Хотя это нонсенс. Для классической университетской специальности никакими образовательными стандартам никакой дополнительной специальности 'преподаватель' не предусмотрено. Это именно дополнительная специальность, и изучаться она должна исключительно добровольно - именно по этому пути идут и в Ярославле, и в Иванове, и в Санкт-Петербурге. Но только не в Костроме. Хотя очевидно должно быть и полному дебилу: чтобы быть физиком и чтобы быть преподавателем, требуются совершенно разные способности. Даже 'железная леди' физмата Смирнова Р.А. это прекрасно осознает.

Но проблема остается неразрешимой, методисты-педагоги пощады не дают никому. В результате студенты, занявшие призовые места на конференциях и олимпиадах, вдруг оказываются без стипендии и даже более - под угрозой отчисления! Под угрозой и преддипломная практика на пятом курсе в сентябре-октябре: как студенты поедут в тот же Питер, если у них по учебному плану параллельно с преддипломной должна быть педагогическая практика в школе??? Ведь педагогика в университете, демонстративно сбросившего вывеску 'педагогический' - оказывается, педагогика - самое святое и неприкасаемое!!!

И как бы не оказаться простачкам, клюнувшим на недобросовестную рекламу, отчисленными - при прекрасном знании математики, физики и новых информационных технологий - как профессионально непригодных к труду учителя сельской школы!!!

Интересно, насколько все это законно???


Отправил Magnus в 12:14 15.03.2003[Ответить]
Странные мысли посещают г-на Theodor'a, странные слова рвутся наружу: Болят, болят душа и разум г-на Theodor'a за судьбы костромского высшего образования (конкретно: специальность 'Физика' в КГУ). Похвально? Смотря, чем и как болеть:
1. На физмате 'новых профессоров с мировыми именами' негусто, как, впрочем, и вообще в Костроме. Уровень мировой научной славы все-таки обязывает: А вот опытных, талантливых, квалифицированных ученых и преподавателей в КГУ за последние несколько лет, действительно, стало больше.
2. Г-н Theodor в одном и том же абзаце путает два разных понятия: 'специальность' и 'квалификация' (в нашем случае специальность - 'Физика', квалификация - 'Физик, преподаватель'; что не так, знающие, поправьте!). Гос. стандартом определен перечень и объем дисциплин, а также требования к знаниям студента, позволяющие присвоить соответствующую квалификацию. Учебным планом конкретного учебного заведения предусматриваются дисциплины специализации, практики и пр., дающие право на дополнительную квалификацию (физик-теоретик и пр.), которая, в свою очередь, определяется исходя из существующих научных направлений, кадрового потенциала и (sic!) 'потребностей в кадрах научных, производственных, учебных: и административных заведений и учреждений региона'. Не кажется ли вам, что наш и близлежащие регионы в основном нуждаются именно в физиках-преподавателях? Получая бесплатное (но за счет общества!) образование, надо быть готовым к тому, что интересы общества и государства не всегда совпадают (а точнее почти могут не совпадать!) с вашими! Погодите, возможно, не за горами гос. распределение молодых специалистов!
3. Теперь о сентенции 'Ведь педагогика в университете, демонстративно сбросившего вывеску 'педагогический' - оказывается, педагогика - самое святое и неприкасаемое!!!'. Никто и ничто ничего демонстративно не сбрасывали: только совсем упертый и закостенелый обыватель не понимает, что в КГУ не происходит серьезных качественных изменений! Осторожно предположу, что они сравнимы разве что с самим фактом появления в Костроме высшего образования. К слову, только объем грантов (не ХДТ!) на научные исследования в 2002 г. приблизился к 3 млн. руб. (в 1999 г. - 0,06 млн.)!
Педагогико-психологическое направление в КГУ - одно из наиболее 'продвинутых' по уровню научных исследований и квалификации кадров, оно широко известно далеко за пределами Костромы. А что, школам перестали требоваться учителя? Прежде чем злословить по поводу сельских школ, надо подумать 'кто будет учить моих детей и внуков'. Ладно, спишем глупости на 'грехи молодости'.
Так вот: КГУ был, есть и будет ведущим вузом области в области образования и фундаментальной науки, а подготовка кадров для учреждений образования всех уровней остается одним из приоритетных направлений его деятельности! Жаль того, кто не понимает важности такого развития:

Подводя итог, замечу, что в постингах г-на Theodor'a сквозят и провокация, и странная обида: Не Вы ли из тех 'студентов, занявших призовые места на конференциях и олимпиадах, вдруг оказавшихся без стипендии и даже более - под угрозой отчисления!'?
И последнее: что за странное раскидывание постингов по разным веткам форума - есть же 'Образование и наука'?
Модератор! К порядку!


Отправил Theodor в 00:14 16.03.2003[Ответить]
> В нашем случае специальность - 'Физика', квалификация - 'Физик, преподаватель'

специальность - 'Физика', квалификация - 'Физик', дополнительная квалификация - 'преподаватель'

> Гос. стандартом определен перечень и объем дисциплин, а также требования к знаниям студента, позволяющие присвоить соответствующую квалификацию.

Вот именно. И чтобы стать физиком, изучать методику не требуется.

Освоение же педагогических и методических предметов приводит к просто дикой перегрузке расписания. У информатиков, математиков, обучающихся по учительским специальностям - полно свободного времени: дни самоподготовки, специальные дни школы. У физиков освоение дополнительной специальности идет сверх часов, установленных для основных предметов - фактически их загрузка в 1,5 раза больше!

> только совсем упертый и закостенелый обыватель не понимает, что в КГУ не происходит серьезных качественных изменений! Осторожно предположу, что они сравнимы разве что с самим фактом появления в Костроме высшего образования.

Заслуг никто и не отрицает. Более того, именно физики в Костроме предложили такое, что ни один из окрестных провинциальных университетов не предлагает - практику и стажировку в ведущих научных центрах России, на что многие и клюнули. Ради чего люди и пошли. Увы, не зная всей горечи правды!


Отправил Nork в 19:54 16.03.2003[Ответить]
Шифр решили не выдавать????


Отправил Magnus в 19:56 16.03.2003[Ответить]
Позиция автора ясна и очевидна, тверда и неколебима. Чего же он хотел услышать в ответ, размещая свой постинг? Разве мало сотрясали ввоздух в теме того автора на ту тему (плеоназм, знаете ли :)): http://jedi.kosnet.ru/cgi-bin/forum/topic_show.pl?id=9099?
Лично я дискуссию заканчиваю...


Отправил K_Voronin в 20:42 16.03.2003[Ответить]
2 Nork:

Дисциплины по выбору должны выбирать студенты.
Но прикол в том, что вносят в учебные планы их, естественно, вузовские начальники. По идее, они вносят несколько дисциплин, из которых студенты выбирают одну, представляющую наибольший интерес. На практике же часто бывает так (угадайте с трех раз, почему :)) что выбирать студентам приходится из одной дисциплины. :)


Отправил Theodor в 18:55 17.03.2003[Ответить]
В КГУ на той же физике студенты могут выбирать специализацию одну из трех : теоретики, электронщики, матераиловеды. И это действительно добровольно.

А теперь г-ну Magnus'у
Отрадно все-таки, что на форуме удалось узнать мнение кого-то явно из кругов близких если и не к руководству КГУ или Департамента образования, то по крайне мере к деканату ФМФ. Захотят-таки в Инет, знают, что о них в городе думают.

И все-таки, господа чиновники от образования, устаревшими понятиями живете, не в ногу со временем идете! Это идиотизм чистой воды - отталкивать от себя часть абитуриентов (подчас немалую!) заставляя всех приобретать дополнительно учительскую специальность. И это в условиях единого госэкзамена! Так и останется в Костроме технолог вне конкуренции, как бы ни деградировало там качество образования на отдельных специальностях!

Нет, не таким образом нужно повашать престиж педагогического образования и профессии учителя. Платите молодым начинающим учителям ну хотя бы пять тысяч в месяц - и недостатка в кадрах у вас не будет. Толпами люди пойдут, конкурс будет 10 человек на место! Хотя да, это ведь не в вашей власти !.. Но уж коли труд учителя девальвирован ниже труда чернорабочего - к чему же пальцы-то веером гнуть?


Отправил Пaлaч в 12:31 15.03.2003[Ответить]
Странно слышать.
скока там с потока должно физиков выпустится?Человек тридцать?
И чего, все прям в фундаменальную науку кинутся? А может, всё-же, в сельскую школу от армии косить?


Отправил K_Voronin в 18:43 15.03.2003[Ответить]
В Вашем постинге, увы, недостаточно информации для того, чтобы его оценить.
1) Не ясно, на КАКОЙ ИМЕННО специальности учатся студенты. Имеется в виду ШИФР и НАЗВАНИЕ в соответствии со СТАНДАРТОМ.
Только зная это, можно говорить о содержании стандарта и, как следствие, о (не)соответсвии ему программы педа.

2) Также в стандартах, насколько мне известно, есть помимо федерального и вузовский компонент, где возможно введение определенных дисциплин, (тех же педагогических) на уровне конкретного вуза, хотя на федеральном уровне их нет. Конкретики, опять же, Ваш постинг не содержит, поэтому оценить невозможно.

3) Добровольными, строго говоря, могут являться только курсы по выбору, НО и то, в том случае, если есть из чего выбирать.

Так что не исключено, что требования вуза или отдельных преподавателей ФОРМАЛЬНО вполне законны.

4) Вы правы, от руководства многое зависит. В нашей костромской системе особенно. Ну... тут тем более сложно что-либо комментировать.

Если все это резюмировать, то в любом случае им можно посоветовать следующее:

1) Думать надо было, куда поступаешь.
2) Изучите стандарты и учебные планы и определите границы возможного (и не возможного, а следовательно, того, что остается только ПРИНЯТЬ) в данной ситуации.
3) Используйте свой интеллект (раз уж он у вас есть), наверняка у данной ситуации есть масса способов разрешения.
Еще по собственному студенческому опыту помню, что в ряде случаев дело реально не стоит выеденного яйца, и только собственная упертость и ригидность не позволяет человеку решить проблему. Да, впрочем, и в жизни вообще часто так происходит.

Больше сказать не позволяет скудость исходной информации.


Отправил Theodor в 21:57 15.03.2003[Ответить]
Прежде всего, спасибо всем, ответившим на мой постинг. Проясню ситуацию. Я, к счастью, высшее образование уже получил. А вот на физмате сейчас учатся близкие родственники, и остается очень неприятный осадок от всего, как там над студентами, с позволения сказать, экспериментируют.

Безусловно, кому-то надо идти учить в школу детей. И таких энтузиастов хватает, которые добросовестно ходят на все лекции по методическим дисциплинам.

Косить от армии в сельской школе если из нынешних четверокурсников кто и собирается - таковых не более 3 человек. Двое в армии уже отслужили, человек 5 в армию на пройдут по здоровью. За девушек, которых в обеих группах большинство (2/3), по понятным причинам, в этом плане беспокоиться не приходится.

Но прежде всего, уважаемые оппоненты, суть дискуссии в том, что нельзя насильно заставлять получать диплом педагога всех без разбора. Тем более, что в 1999 году абитуриенты писали заявления уже не как их предшественники на специальность учитель физики, а на специальность 010401 - Физика. И было специально оговорено, что предаватель - дополнительная квалификация.

Военная подготовка, например, в вузе с военной кафедрой - специальность тоже дополнительная. Она добровольная. Оценка по военной подготовке на стипендию не влияет.

В Демидовском университете (что в Ярославле) педагогическая подготовка для физиков - дело исключительно добровольная, в Некрасовском (то бишь в Костроме) - почему-то нет, хотя теперь по статусу де-юре университеты одинаковы. Что, в Ярославле ситуация с педагогическими кадрами существенно другая? В Иваново педагогика (где, кстати, в отличие от Ярославля, специализированного педагогического вуза, как ныне и в Костроме, нет) для всех университетских специальностей также добровольна. И при этом, надо сказать, более 60% прекрасно понимают, что иметь дополнительную квалификацию не повредит и посещают эти занятия.

Вопрос здесь в другом. Если несколько человек пришли учиться в университет, поверив недобросовестной (как выясняется) рекламе, чтобы стать именно учеными, а не педагогами, зачем им обламывать крылья, заставляя заниматься нелюбимым и ненужным им делом, не давая возможность развивать студенческую науку (а она находится, согласитесь, в плачевном состоянии) родного костромского университета! Вместо того, чтобы заниматься научными исследованиями в лаборатории, студенты по десять раз до умопомрачения переписывают конспект урока, как учить детей закону Архимеда!

Наконец, какими бы благими соображениями не руководствовались чиновники, но присваивать преподавательскую квалификацию всем подряд хоть физикам, хоть математикам, хоть историкам - это позорить именно учительскую профессию. Может, студент стал специалистам очень даже и хорошим, но вот к детям его и на пушечный выстрел подпускать нельзя!

Еще более абсурдна ситуация, когда насильно заставляют изучать педагогические специальности студентом, обучающимся по полному контракту, которые сами оплачивают обучение. На первом курсе таких не менее пяти человек. Они пришли на физмат уж явно не для того, чтобы преподавать потом в сельской школе.

Вообще, опубликовать этот постинг меня побудило известие, что нашей племяннице-четверокурснице придется писать на следующий год не один диплом, как всем нормальным студентам, а два! Приведите пример, пожалуйста, в каком еще вузе такое практикуется.

Информация о государственных образовательных стандартах в Интернете имеется. Прежде всего, на официальном сайте Министерства Образования http://www.informika.ru/ и ряде других - http://db.informika.ru/spe/os_zip/540200.html или http://www.ivanovo.ac.ru/phys/file30.htm


Отправил Nork в 19:56 16.03.2003[Ответить]
3) Добровольными, строго говоря, могут являться только курсы по выбору, НО и то, в том случае, если есть из чего выбирать.


Дисциплины по выбору - кто их должен выбирать? Студенты или декнаты(или методический отдел - в общем, начальство)??? А то в технологе студенты ничего сами не выбирают...